часть 1 часть 2 часть 3 примечания
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

БЕЗВРЕМЕНЬЕ
Годы Второй Мировой войны, начиная с августа 1940-го – годы вынужденного бездействия. Ссылка в «глухую померанскую деревушку» сопровождалась запретом на политическую деятельность, в том числе и журналистскую. Причиной столь суровых санкций стал меморандум, посланный И. Л. Солоневичем на имя Гитлера. Вот как описывает этот эпизод биографии Ивана Лукьяновича его верный соратник В. К. Левашов-Дубровский:
«Поданный Иваном Лукьяновичем в самом начале войны смелый меморандум на имя Гитлера заставил немцев насторожиться. Еще опьяненные своим первоначальным успехом «на Востоке», они не могли понять, как может герр Золоневич отказываться от предложенного ему крупного поста в «правительстве» его «родной» Белоруссии, заявляя, что предпочитает должность швейцара у министра пропаганды Всероссийского правительства – посту министра пропаганды в правительстве Белоруссии. Они не могли понять и той дерзости, с которою Иван Лукьянович, со свойственной ему прямотой, предупреждал Фюрера, что война против России и против Русского народа приведет к разгрому и гибели Германии! В те годы такая смелость не могла быть допущена, и герру Золоневичу предложили поселиться в глухой деревушке Померании, без права выезда из нее. А Восточное министерство, само собою разумеется, почуяло в нем ярого врага и свою ненависть распространило и на всех так или иначе с ним связанных – и на «его штабс-капитанов» в первую очередь». [33]
Однако знаменитая книга Солоневича «Россия в концлагере» в годы Второй Мировой стала, наконец, известна не только эмигрантам, но и тем, кто остался на Родине. Она имела широкое хождение среди советских военнопленных уже во время Финской войны, но гораздо более активно использовалась немцами в пропагандистских целях на оккупированных территориях СССР. Несмотря на ссылку автора, а также на многочисленные отказы Ивана Лукьяновича сотрудничать с генералом А. А. Власовым, «Россия в концлагере» была, возможно, единственной русской книгой, которая – пусть частями и на страницах периодических изданий – издавалась при немцах в России. Доподлинно известно, что ее главы печатались в ставропольском «Утре Кавказа» и в одесской «Молве». Нет сомнений, что перечень изданий со временем расширится.
Уже после войны И. Л. Солоневич вспоминал: «Какой-то оборотистый немец, промышлявший в Риге в отделе Пропаганда-Норд, издал три моих книги общим тиражом в 600 000 томов на русском языке и для «востока». Я потом письменно разыскал этого немца – не для того, чтобы получить с него мой гонорар, а для того, чтобы иметь документальное доказательство того, что я в том издании решительно ни при чем». [34]
Личные свидетельства Ивана Лукьяновича, иногда самые фантастические, очень часто находят документальное подтверждение в других источниках. Не исключение и данный пример. Современным исследователем С. К. Берневым установлено, что в числе книг русских эмигрантов, переиздававшихся немцами для распространения на оккупированных территориях, были и работы Солоневичей: «22 несчастья» Юрия, «Тайна Соловков» Бориса Лукьяновича и три книги Ивана Лукьяновича: «Потерянные», «Бегство из советского ада» (две части «России в концлагере», названия которых являются обратным переводом с немецких изданий) и «Памир». [35]
Изо всего Штабс-Капитанского движения в годы войны действовала только Дальневосточная группа. В 1941 году ее усилиями вышли в свет отдельным изданием две опубликованные ранее в «Нашей Газете» главы «Белой Империи» - незаконченной книги И. Л. Солоневича, позднее трансформировавшейся в капитальный труд «Народная Монархия». А в 1942-м, тоже в Шанхае, был издан «Сборник статей» Солоневича, куда вошли его «программные» работы из «Голоса России», «Нашей Газеты» и «Родины».
Сам Иван Лукьянович в эти годы писал, в основном, в стол: наброски «Диктатуры импотентов» делались втайне, а для отвода глаз гестаповского надзора писался художественный роман «Две силы». Что получилось из этой своеобразной «халтуры» впоследствии, современный читатель может определить самостоятельно – благодаря переизданию 2002 года, осуществленному редакцией журнала «Москва» в серии «Наследие Русского Зарубежья».
Была предпринята и единственная попытка опубликоваться во время войны, но даже при том, что брошюру «Большевизм и крестьянство» И. Л. Солоневич хотел выпустить в Праге не под своим именем, власовская цензура ее запретила. [36]
Еще одна неудача постигла в первые послевоенные годы. «Путеводитель по эмиграции и загранице», адресованный к новым эмигрантам, не вышел в свет по простой причине: «не нашлось денег». [37]


ЭМИГРАЦИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Послевоенный этап политической, издательской и прочей деятельности И. Л. Солоневича начался лишь во второй половине 1948 года – после того, как ему удалось вырваться из английской оккупационной зоны и получить визу в Аргентину. Там 18 сентября 1948 года и вышел первый номер газеты «Наша Страна», которая стала продолжением довоенных изданий Солоневича.
Как писал В. К. Левашов-Дубровский, «Наша Страна» – в отличие от «Голоса России», читателями которого были, само собою разумеется, только «старые» эмигранты, - сразу же попала в руки «новых». И главной ее заслугой можно считать то, что сумев сохранить в рядах своих читателей «старых», она стала в то же время «своей» газетой и для вчерашнего комсомольца, неизвестно как сохранившего в глубине своей души какую-то инстинктивную веру в спасительность для России царской власти, но считавшего, что царская власть неизбежно связана с возвращением помещиков и едва ли не крепостного права, не допускавшего иного положения вещей до тех пор, пока «Наша Страна» не принесла ему новую для него идею – идею н а р о д н о й м о н а р х и и – без помещиков и без сословий – и сделала его верным последователем идеи Ивана Лукьяновича и ревностным членом Народно-Монархического Движения». [38]
Сначала периодичность «Нашей страны» была один раз в две недели, после примерно 50 номеров удалось перейти на еженедельный выход. К 1950 году тираж газеты составлял 2500 экземпляров. [39] Больше имели только «Русская мысль» и «Новое русское слово». Любопытно отметить, что все три газеты издаются и по сей день. Но если демократически ориентированные «долгожители» занесены во все анналы истории, то отношение исследователей к монархической «Нашей стране» иначе как информационной блокадой не назовешь.
В полной мере это утверждение справедливо и для одноименного издательства. А ведь оно заслужило благодарность потомков не только тем, что издавало труды И. Л. Солоневича, но и тем, например, что открыло читающей публике имя автора «Неугасимой лампады» – Б. Н. Ширяева (кстати, постоянного автора газеты). Именно издательство «Наша страна» в 1952 году выпустило его воспоминания «Ди-Пи в Италии: Записки продавца кукол» (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1952. – 267 с.), первую книгу писателя.
А началась книгоиздательская деятельность И. Л. Солоневича после войны с выхода первой части «Диктатуры импотентов». [40] Книга готовилась к печати еще накануне отъезда автора из Германии в Аргентину. «Эта книга должна была быть издана Высшим монархическим советом в Мюнхене. – писал Солоневич. – Она должна была бы выйти в свет к моменту моего отъезда с территории бывшего Третьего Рейха и нынешней британской оккупационной зоны. Раньше выпустить ее было нельзя. Английские оккупационные власти, которые в ряде случаев оказали мне весьма существенную помощь, настойчиво предупреждали, чтобы я не писал решительно ничего: «иначе нам было бы трудно отказать советам в вашей выдаче». Я, по вполне понятным соображениям, никак не хотел доставлять англичанам каких бы то ни было трудностей.
Валютная реформа сорвала издательские планы ВМС. В обозримое время эта книга никак не может выйти в свет». [41] И вот – всего через год с небольшим «Диктатура импотентов» выходит в издательстве «Наша страна» и расходится «в течение двух лет в количестве около тысячи экземпляров». [42]
По сравнению с довоенным периодом Народно-Монархическое движение (бывшее штабс-капитанское) не имело уже той материальной базы, которую обеспечивали иностранные гонорары его лидера. Но уже в 1950 году появилась возможность провести другую параллель: после высылки И. Л. Солоневича из Аргентины, которая стала результатом целого ряда доносов из разных лагерей эмиграции, «Наша страна», как и прежде «Голос России», оказалась в полной зависимости от энергии и талантов ближайшего соратника В. К. Левашова-Дубровского. Руководить «органом монархической мысли» Иван Лукьянович мог только посредством переписки – из Уругвая.
Тем не менее идейный запал, который давал Солоневич и газете, и издательству? был определяющим. В 1952-1953 гг. «Наша страна» выпускает 12 наименований книг, большая часть из которых вышла еще при жизни основателя издательства. Это, в хронологическом порядке, три из пяти выпусков «Народной монархии» - капитального труда И. Л. Солоневича, над которым он работал более десяти лет. Довоенная «Белая империя» к 1951 году превратилась в исследование русской истории объемом 1500 страниц. Выдержавшая ныне уже 8 изданий «Народная монархия» – сильно сокращенный вариант книги, на который автор вынужден был пойти по финансовым соображениям.
В 1952 году вышли также: «русская сказка» И. Л. Солоневича «Хозяева» (Буэнос-Айрес, 1952. – 39 с.: илл.) и историческое исследование профессора М. В. Зызыкина «Тайны Императора Александра I» (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1952. – 272 с.) и уже упоминавшиеся воспоминания Б. Н. Ширяева.
Его же очерк «Светильники Русской Земли» (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 96 с.) открыл издательскую программу 1953 года. Речь шла уже именно о программе – издании небольших по объему (50-150 страниц) брошюр, по одной в месяц.
Не всем этим планам суждено было сбыться. И в первую очередь потому, что 50 лет назад, 24 апреля 1953года великий русский патриот Иван Лукьянович Солоневич окончил свой земной путь на 63-м году жизни. В ходе операции язвы желудка врачи Итальянского госпиталя в Монтевидео определили другой диагноз: рак. Но, наверное, символично, что в номере «Нашей страны» от 2 мая, в котором был помещен некролог, опубликовано и объявление о выходе публицистической работы Н. Былова «А. С. Пушкин как основа контрреволюции» (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 40 с.).
Как и то, что работы Б. Башилова (Унтерменши, морлоки или русские. (Наблюдения «внутреннего эмигранта»). – Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 150 с.) и Н. Кремнева («Царские опричники». – Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 151 с.) публиковались в газете в отрывках еще при жизни Ивана Лукьяновича, а вышли отдельными изданиями после его смерти.
Трагические обстоятельства заставили скорректировать планы издательства. И в том же 1953 году увидели свет брошюры Н. Потоцкого (Беседы о Народной Монархии. - Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 68 с.) и М. М. Спасовского (Соборная монархия. – Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. - 48 с.) – по сути апологетика народно-монархической идеологии, основы которой начал разрабатывать И. Л. Солоневич. Отдавая дань памяти основателю, «Наша страна» переиздала и одну из повестей, вошедших в довоенный сборник Солоневича «Памир» - «Роман во Дворце Труда» (3-е изд. – Буэнос-Айрес: Наша страна, 1953. – 105 с.).
До 1962 года издательство каждый год выпускало от одного до семи наименований книг и брошюр, в общей сложности их было более 40, после чего наступила длительная пауза. В 1973 году вышло две книги (одна из них – третье издание «Народной монархии») и одна брошюра. Работа И. Андрушкевича «Великая смута» (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1995. – 78 с.) является на сегодняшний день последним книгоиздательским опытом «Нашей страны», да и то есть основания полагать, что название издательства на обложке – в данном случае скорее формальность. Но газета, пятьдесят лет спустя вынужденно вернувшаяся к периодичности выхода два раза в месяц, продолжает существовать и находит все новых и новых читателей в России.
А труды основателя «Нашей страны» сегодня с успехом издаются на Родине – одна «Народная монархия» с 1991 года напечатана уже четыре раза общим тиражом около 60 тысяч экземпляров. И, даст Бог, увидим мы когда-нибудь и полное собрание сочинений И. Л. Солоневича, и восстановленное Православное Царство – Народную Монархию! Есть основания полагать, что одно подразумевает другое.



Hosted by uCoz