И. П. Воронин, заместитель редактора газеты «Монархист» (Санкт-Петербург) |
Окончание | Примечания |
«Народная Монархия» – политическое завещание Ивана Солоневича
Если на Западе имя Ивана Лукьяновича Солоневича ассоциируется в первую очередь с его книгой «Россия в концлагере», вышедшей на добром десятке языков, то в России самое известное его произведение – это «Народная Монархия». Итоговый труд писателя, публициста и политического мыслителя не переводился на иностранные языки, зато на русском имеет уже девять изданий, не считая публикаций отрывков в журналах, хрестоматиях и сборниках. Ничего удивительного. «Только для России» – этот девиз газеты «Голос России» И. Л. Солоневич распространил и на книгу всей своей жизни. Первая часть «Народной Монархии» («Основные положения») начинается с подзаголовка «Только для России». Общий тираж четырех эмигрантских и пяти современных изданий 1990-2000-х гг. составляет около 70 тыс. экземпляров. Это на порядок меньше, чем предполагал автор в 1952 году, когда писал, что «Народная Монархия» «будет иметь миллионный тираж», [1] но все-таки в разы больше, чем имеет какая бы то ни было другая книга о Монархии, включая тихомировскую «Монархическую государственность». Наконец, несомненным показателем общественного признания нужно признать и тот факт, что работу Солоневича начали выпускать уже и т. н. коммерческие издательства – «Эксмо» в 2003 году и «РИМИС» в 2005-м. В настоящем докладе мы попытаемся проследить историю создания «Народной Монархии» и остановиться на некоторых принципиальных моментах, которые до сих пор, более чем полвека спустя после кончины автора, не были освещены. Известный деятель русской эмиграции Сергей Леонидович Войцеховский, с которым И. Л. Солоневича связывала личная дружба, писал вскоре после кончины автора «Народной Монархии»: «Иван Лукьянович Солоневич оставил политическое завещание. Оно сводится к двум мыслям: Благо России может быть обеспечено только Монархией, Монархия в России возможна только одна – народная бессословная. Иван Лукьянович твердил это всегда – и в 1919 году в Киеве, когда я с ним познакомился в редакции «Вечерних Огней», и годом позже, в Одессе, когда он о народной Монархии говорил в советском подполье нам, членам Союза Освобождения России; и со страниц своих газет и книг за рубежом; и в Уругвае, накануне смерти. <…> Величайшая заслуга Ивана Лукьяновича перед Россией, перед Монархией, перед русским народом и перед нами, русскими монархистами, состоит в том, что он сказал во всеуслышание: – Монархия в России будет Монархией Народной или ее не будет вовсе». [2] Свидетельство С. Л. Войцеховского имеет необычайную ценность. Все пишущие о главном труде И. Л. Солоневича, как правило, указывают, что автор начал работу над «Народной Монархией» во время Второй Мировой войны и что тогда она называлась «Белая Империя» (изначально – «Идея Белой Империи»). Однако очевидно, что отсчет надо начинать не с октября 1939 года, когда первые главы «Белой Империи» появились на страницах «Нашей Газеты», а гораздо раньше – с революции 1917 года. Именно тогда репортер суворинского «Нового Времени» Иван Солоневич начал осознавать себя в новом качестве – политического мыслителя. Работа в белогвардейских изданиях и в советском подполье в годы Гражданской войны, затем – жизнь в СССР, «на воле» и в концлагере, давали обильную пищу для размышлений. Эти «окаянные» наблюдения окружающей действительности и попытки углубленного изучения отечественной истории помогали накопить некую критическую массу необходимой информации. Настоящая политическая работа началась в эмиграции, куда И. Л. Солоневич вырвался вместе с братом и сыном после побега из лагеря и перехода советско-финской границы летом 1934 года. Но и здесь «выйти на оперативный простор» удалось лишь два года спустя – после переезда из Финляндии в Болгарию, с началом выпуска собственной газеты «Голос России». «Человек слова и дела, человек, которому было тесно в эмигрантской среде, И. Л. Солоневич ожидал скорейшего возвращения на Родину при скором падении большевизма, – констатирует современный исследователь М. Б. Смолин. – Он боялся опоздать и быть неготовым в быстро меняющейся обстановке кануна Второй мировой войны <…> Написание книги «Белая Империя» и есть результат этой готовности И. Л. Солоневича к имперскому строительству». [3] Свою задачу в это время И. Л. Солоневич формулировал следующим образом: «дать в руки зарубежного штабс-капитану по мере возможности законченную и по мере возможности безукоризненную монархически-национальную аргументацию. Дать русскому человеку вообще хорошо, убедительно и, что очень важно, ярко написанное изложение основ русской государственности». [4] До января 1940 года в «Нашей газете» были опубликованы две главы «Белой Империи» – «Дух народа» и «Монархия» (последняя была напечатана не до конца). С началом Второй мировой войны издавать газету стало значительно труднее, и она прекратила свое существование. И. Л. Солоневич пытается в 1940 году начать издание в Болгарии журнала «Родина», но невозможность этого предприятия стала очевидна после нескольких номеров. [5] Отдельным изданием «Белая Империя» (т. е. тот начальный фрагмент, что успел выйти на страницах «Нашей Газеты») была опубликована в 1941 г. в Шанхае стараниями Дальневосточной группы Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения. [6] В качестве приложения в сборник вошли также «Критика д-ра Позова [7] и ответ Ив. Солоневича», которые были опубликованы в 1940 г. в журнале «Родина». В том же виде, но с добавлением четырех статей И. Л. Солоневича из «Голоса России» и «Нашей Газеты», «Белая Империя» была переиздана в 1997 г. редакцией журнала «Москва». [8] Своеобразным конспектом первой версии «Народной Монархии» стали «Тезисы Народно-имперского (штабс-капитанского) движения», изданные в 1940 и 1941 годах дважды. [9] Был подготовлен и совсем уж «краткий курс» в виде брошюры под названием «Основы штабс-капитанского движения». [10] Как установил М. Б. Смолин, «Белая Империя», по замыслу И. Л. Солоневича должна была состоять по меньшей мере из шести глав: Дух народа. Монархия. О Православии. О вооруженной силе страны. Об экономическом положении. О правящем слое. В предисловии от автора к своей книге «Народная Монархия» И. Л. Солоневич пишет, что она является переработкой «Белой Империи». «При сравнении текстов той и другой книг легко убедиться – содержание их почти не повторяет друг друга». [11] М. Б. Смолин не совсем точен. «Народная Монархия» – это не переработка «Белой Империи» 1939-1940 гг., а другая, заново написанная книга, которая сначала должна была носить то же название, что и незаконченный труд, публиковавшийся в «Нашей Газете». И ту, старую «Белую Империю» в предисловии к «Народной Монархии» И. Л. Солоневич называет всего лишь «сборником статей». И в статье 1952 г. «По поводу «Народной Монархии» говорит о том, что работа над книгой началась в 1940 г. – то есть после приостановки публикации в «Нашей Газете». Кстати, в 1949 г. на последних страницах изданной в Буэнос-Айресе издательством «Наша Страна» работы И. Л. Солоневича «Диктатура импотентов» был опубликован анонс следующего содержания (поскольку ни в одном из переизданий он не воспроизводился, имеет смысл привести его полностью): «Того же автора: Белая Империя Дух народа. – Киевская Русь. – Золотой век Москвы. – Петр Первый. – Диктатура дворянства. – Возрождение монархии. – * * * Т е м а : Русская интеллигенция, «оторванная от народа» в течение лет двухсот пыталась перестроить Россию на свой образец – на полтораста своих образцов. С этой целью она рисовала нам: отвратную рожу царской России и светлый лик великой и бескровной. Светлый лик великой и бескровной мы сейчас можем наблюдать невооруженным глазом. И можем с абсолютной степенью бесспорности установить, что все прогнозы русской интеллигенции были сплошным вздором. «Белая Империя» доказывает, что совершенно таким же вздором были все диагнозы – то-есть, что русская книжная, революционная и прочая интеллигенция врала совершенно о д и н а к о в о : и о нашем будущем, но также и о нашем прошлом. Сейчас, когда долгожданная, светлая, великая и совершенно бескровная, наконец, сволочь все-таки пришла и когда ее сеятели и зачинщики более или менее благополучно удрали от своих собственных посевов -–они продолжают свою двухвековую работу по разрушению всего, что у нас есть ценного и настоящего и замене его стапетьюдесятью новыми отсебятинами. «Белая Империя» пытается установить своеобразие русской психологии и русской истории и дать конструктивную идею, которая была бы основана на реальностях прошлого, а не на отсебятинах о будущем. Реальность прошлого есть Империя, с а м а я справедливая во всей мировой истории и построенная на «за веру, царя и отечество», а не на атеизме, керенщине или интернационале. На религии, традиции и инстинкте, а не на философии, революции и рационализме. Возрождение одиннадцативековой традиции есть единственный путь к возрождению России». [12] Этот текст был написан не позднее мая 1949 г. (в книге указано, когда она была отпечатана в типографии Dorrego). А завершилась работа над книгой, ставшей впоследствии известной под названием «Народная Монархия», судя по всему, в конце 1950 г. И. Л. Солоневич, после целого ряда «синхронизированных», как он говорил, доносов был выслан из Аргентины летом 1950 г. и переехал в Уругвай. В письме от 27 сентября 1950 г. верный соратник В. К. Левашов-Дубровский, оставшийся в Буэнос-Айресе, призывал Солоневича не разбрасываться на внутриэмигрантскую полемику: «ты должен переключить свои мысли в другую плоскость и заставлять машинку не «местию дышать», а рисовать те «контуры будущей России», которые ты ведь можешь сделать настолько интересными, что люди будут зачитываться. Надо подумать и об издании «Белой Империи». [13] Таким образом, мы установили, что, как минимум, до сентября 1950 г. «Народная Монархия» все еще называлась «Белой Империей». Как указывает нынешний редактор «Нашей Страны» Н. Л. Казанцев, переименование состоялось именно по почину В. К. Дубровского. Соответственно и довоенное штабс-капитанское движение получило название народно-монархического. Далее позволим себе привести пространную цитату из И. Л. Солоневича. Вот как, с присущими ему чувством юмора и откровенностью, он описывает процесс написания «Народной Монархии»: «Работа была начата в Берлине в 1940 году, когда первый опыт живого соприкосновения с просвещенной Европой вызвал целый ряд соображений, которые и легли в основу «Народной монархии». В Берлине у меня еще была библиотека, томов тысячи три. Длительность моего пребывания в Берлине мне уже и тогда казалась очень ограниченной. Потому, планируя свою работу, я сделал несколько сот выписок. Работа была начата уже в ссылке, в Померании, библиотека осталась в Берлине и погибла. В процессе работы выяснилось, что, как это и всегда бывает в таких случаях, выписок оказалось недостаточно, и пополнить их было нечем. Таким образом, в работе оказался целый ряд зияющих пробелов. Некоторые иллюстрации. Мне нужны были славянофилы. Когда-то я их читал, еще до Первой мировой. Само собою разумеется, что по тем временам целый ряд мыслей вовсе не приходил в голову. В Берлине я попытался их или купить, или достать. Купить оказалось невозможно. В Берлинской государственной библиотеке, где я был, так сказать, почетным абонентом, администрация и крутила и виляла, а книг этих я так и не получил: «Зачем вам такие книги?» Было сказано, что они упакованы и сложены в погреба. С тех пор и до этих пор славянофилов у меня так и нет. Я хорошо знаю Карла Маркса, не только «Капитал», но и все его писания. В его переписке с Ф. Энгельсом есть истинно убийственный отзыв о русских марксистах. В советских изданиях мужа сего этот отзыв по понятным соображениям изъят. В Германии Гитлера Карл Маркс был изъят вообще. Уже в британской зоне Германии мне удалось получить английское издание К. Маркса и сделать из него нужные мне выписки. Со времен этой «зоны» в двух моих чемоданах с выписками рылось шесть таможенных предприятий. Что они искали в этих выписках, мне неизвестно и до сих пор. Со времени моего приезда в Южную Америку я, волею судеб («Судьба – это политика»), меняю местопребывание свое уже в восьмой раз. Полное собрание моих выписок представляет собою перепутанную кучу обрывков бумаги, иногда спрессованных под очень большим давлением. Для того чтобы привести эту кучу хоть в кое-какой порядок, нужно не меньше свободного месяца. И нужна рабочая комната. У меня нет ни того, ни другого. «Народная монархия» (в первоначальном варианте «Белая Империя») переделывалась и переписывалась заново четыре раза. Первые два варианта были уничтожены по их ненадобности. Последний был дан в переписку в Гамбурге. Около двухсот страниц этого последнего варианта утеряны, но остался предыдущий вариант… Для «научной работы» моя обстановка не годится никуда. Первый выпуск «Народной монархии» был, впрочем, написан совершенно заново, уже здесь, в Уругвае. Но он является только «схемой». [14] |