ЧТО ГОВОРИТ ИВАН СОЛОНЕВИЧ |
О МОНАРХИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ. О ФАКТОРЕ СИЛЫ. О СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ. О НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ. О НАРОДНО-МОНАРХИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
О МОНАРХИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ Нам нужно вести монархическую агитацию. Нам нужно знать и то, как ее следует вести, и то, как ее вести не следует. Мы анализируем прошлое России и мы говорим: были такие-то явления, происходившие в таких-то условиях и при наличии этих явлений Россия — под эгидой монархии, — достигла таких-то результатов. И при ослаблении или гибели монархии, — попадала в такие-то и такие-то катастрофы. Мы подводим некий принципиальный фундамент под неоспоримые факты нашего прошлого. Мы не строим никаких воздушных замков. Мы представительствуем собою политический реализм, и мы боремся против всякого политического утопизма. Прежде всего, мы что-то строим: строим основное — идею Русской Народной Монархии. Строят ее очень разные люди: и белорусский крестьянин Иван Солоневич, и сибирский "землепроходец" Борис Башилов, и профессор Борис Ширяев. Как и всегда в этом мире случается, — некоторые точки зрения не совпадают — мы о них слегка спорим. Но основное совпадет вполне: Народная Монархия. Мы рассеиваем мифы, опутывающие сознание монархической эмиграции, и мы из-под обломков старины пытаемся воссоздать тот момент, когда Монархия Российская была ближе всего к ее идеалу. Наша задача — задача чисто агитационная. Или, быть может, — миссионерская. До России и в России мы должны проповедовать монархию. Нам навстречу подымется великая волна народного инстинкта, народной боли, народных страданий. Подымется и волна народной надежды на лучшее будущее. Эта волна — она будет, — в этом не может быть никаких сомнений. Но могут быть сомнения, — окажемся ли мы на высоте?... Нам, монархистам, остается только один путь, путь "демократического" завоевания русских масс, — масс, которые к этому "завоеванию" подготовлены и тысячелетней традицией России, и своим национальным инстинктом, и переживаниями послефевральского периода. Этот путь не исключает наших стремлений к тому, чтобы будущая русская Национальная армия не попала бы в руки заговорщиков и утопистов, авантюристов и хамелеонов, чтобы в ней было создано, по крайней мере, монархическое ядро. Для того, чтобы завоевать общественное мнение России, и для того, чтобы создавать монархическое ядро в Русской Национальной Армии — мы все, настоящие монархисты, — монархисты для России, а не для карьеры — должны честно проанализировать все русское прошлое — без всякой оглядки на то, что скажут эмигрантские "княгини Марьи Алексеевны". Монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а конкретный русский народ, который жил на Руси Алексея Михайловича, в России Императора Петра Алексеевича и в СССР Сталина. В России нет и не будет того социального слоя, который так характерен для монархической эмиграции. Делайте для Монархии все, что вы только можете сделать: это — единственная гарантия против абрамовичей и социалистического рая № 2. ("Наша Страна" №№ 75 и 76, 1951 г.). *** "Наша Страна" не является ни пулеметными курсами, ни унтер-офицерской школой: она имеет в виду идейное вооружение русской монархической элиты, самым мощным оружием, какое этой элите предоставила вся русская история. Это оружие нужно изучить. Нужно научиться им пользоваться. Это возможно только и исключительно путем "дискуссии", "полемики" и прочих таких вещей. Нужно уметь обороняться и нужно уметь нападать. И обороняясь, и нападая, нужно, по мере возможности, ясно знать — чем идея Русской Народной Монархии отличается и от идеи русской сословной монархии и от социалистов и от солидаризма. Какие доводы имеются в распоряжении противника. Какие доводы являются фальшивкой и какие неоспоримы. И как следует справиться с теми и с другими. "Народная Монархия" — предназначается для того же, для чего в свое время предназначался "Капитал" Карла Маркса. ''Народная Монархия" — схема. Ее нужно разрабатывать дальше. Ее нужно пропагандировать. Слово стало нашим оружием. Научитесь им пользоваться. Это зависит от нас. Это зависит от вас. О ФАКТОРЕ СИЛЫ "Дух" народа. — Реальная жизнь страны определяется соотношением сил — в нашем русском историческом случае — моральных сил. Все это ничего общего с реакцией не имеет. На стороне сепаратизма никакой реальной силы нет. Российская Империя выросла, главным образом, на базе стремления к объединению всех народов этой Империи. И мы, честные русские политики, морально обязаны предупредить САСШ — если дело дойдет до насилия — то сила будет на стороне России и такая сила существует. Эта сила ("дух" народа) прошла века и века беспримерных в человеческой истории жертв во имя общего блага всех народов Российской Империи. Из двухсот миллионов населения России по меньшей мере 190 миллионов за единство страны будут драться, т.е. применять силу. О "величии" и единстве России должны позаботиться прежде всего мы, — от Абрамовича до Чухнова. И основным пунктом любого соглашения должно быть официальное признание Государственной суверенности России в пределах 1940 года, — оставляя все остальные территориальные вопросы компетенции будущего. Как это ни парадоксально, — ключевую позицию сейчас занимаем мы, и мы обязаны сказать Америке честно: мы защищаем не только государственное единство России, которое ничто в нынешнем мире поколебать не может, — мы также защищаем государственное существование и САСШ. Исторический опыт доказал, что Россия — это не Империя в римском или британском смысле этого слова. Это — 196 сиамских близнецов, которые срослись в политическом, экономическом, бытовом, культурном и всяком ином смысле этого слова. "Силой" в будущей России будет ее сегодняшняя внутренняя эмиграция, а никак не те остатки потонувшего мира, которые называют себя "монархистами в эмиграции". Для меня внутренняя эмиграция означает значительно больше: это не только скрытый внутренний протест, — это также и накопление сил для борьбы. Внутренняя эмиграция состоит из очень сильных людей. В какой степени "сильные люди" противоречат "сильной монархии"? — Ни в какой степени. Государь Император Николай Александрович был очень сильным человеком ("Железная рука в бархатной перчатке"), но очень сильным человеком был и П.А. Столыпин. ("Наша Страна" №№ 94, 98, 114 и 138). О СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ Сегодняшняя Россия — это очень молодая страна, ее люди упорны, закалены, обуяны ненасытной жаждой знания. Культурный отбор этих людей и будет правящим слоем России, — независимо от того, будет ли у нас Монархия, или республика, или судьба тяпнет нас какой-то новой диктатурой. Нравится ли нам это или не нравится — это есть новое поколение. И не только хронологически, но и социально. Новое поколение России — закаленное, упорное, жизнеспособное, молодое, ни при каких обстоятельствах не позволит "пузырям потонувшего мира" командовать собою. Оно позволит себя убеждать, но, как раз, этого "пузыри" делать не умеют. Нынешнее — советское — поколение вышло из иной социальной среды, со всеми политическими, психологическими и прочими предпосылками и последствиями. С этим поколением эмиграция обязана считаться, как с решающим фактором в жизни России. Новая Россия будет новой Россией, с новой промышленностью, новым крестьянством, новым пролетариатом, новым правящим слоем и с новыми методами управления. Россия будет страной чудовищной силы и великой, еще невиданной в истории мира, человечности. "СССР", — конечно, — Россия, пленная, но Россия. И "советский народ" есть, конечно, русский народ, хотя и тоже пленный. И даже советская литература есть русская литература, хотя, может быть, ее плен наиболее тяжек. ("Наша Страна" №№ 125, 126, 127 и 129, 1951 г.). О НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ Национальная Русская Армия будет все равно. Ее основной кадр — Власовское Движение. Национальная Русская Армия должна иметь и Национальную Русскую военную доктрину. А Национальная военная доктрина должна исходить из национального мировоззрения, наиболее полно воплощенного в православии. Понимая под православием, конечно, не иерархов московских или антиохийских, а религиозное мировоззрение Русского Народа. Решающую роль в будущей нашей армии будет играть новая военная эмиграция, а не старая. Старая Императорская Армия восстановлена быть не может. Но может быть создана новая Императорская Армия. Я настаиваю и настаивал и буду настаивать на том, что каждый русский генерал обязан быть политически грамотным и образованным. Перед Третьей Мировой и неизбежной гражданской войной — политику обязан знать и командир роты. Чем выше стоит человек по своей службе и по своей ответственности и по своему будущему — тем более он обязан быть политически образованным человеком. ("Наша Страна" №№ 32, 82, 87, 100, 1950-1951 гг.). *** На Национальную Армию падает огромная ответственность. Она будет первой силой, которая соприкоснется с Россией. Ей придется первой отвечать на вопросы: "Что, как, почему и что же дальше?" Ей первой нужно будет показать всю разницу между советским режимом бесправия и новым режимом права. ("Наша Страна" № 84, 1951 г.). *** Это будет совершенно реальная армия, которая будет расти с каждым шагом продвижения "назад" — в Россию. ("Наша Страна" № 83, 1951 г.). О НАРОДНО-МОНАРХИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ Проблема Народно-Монархического Движения и его кадров сводится к тому, чтобы подобрать людей, которые на первый план ставили бы не поместья, не нашивки, не чины и не гонорары, — а ставили бы интересы нации в целом, и которые умели бы увидеть за спиной роты, лаборатории, завода, "солдатской массы", "рабочей массы", "крестьянской массы", "учащейся молодежи" — хотя бы основные линии национального развития, хотя бы основные линии национальной организации. Вопрос кадров Движения — это вопрос подбора из любых спецов и любых профессионалов тех людей, которые могли бы стать над узостью всякой профессии и почувствовать себя зародышем правящего слоя, объединяющего, хотя бы в сознании своем, все интересы нации, взятые в целом, — а не в дроблении на касты, профессии и нашивки и гонорары, людей, которые перестали бы спекулировать перенесенными страданиями. Страданиями и жертвами сейчас никого не удивишь, — та треть офицерства, которая попала в Красную армию, пострадала еще больше нашего — она вообще погибла. Страдание, взятое само по себе, ничего не доказывает, ничего не освящает и никого ни в чем не убеждает. Зубная боль — очень неприятная вещь. Но ... раньше надо было чистить зубы, а теперь идти к дантисту — только и всего. Значит, вопрос идет о людях, которые нашли в себе духовную силу учесть уроки прошлого, сделать из них выводы для будущего и подняться над собственными вожделениями. Идти в Россию не в качестве победителей и командиров, а в качестве советников и руководителей, — на "командирах" мы, вот, и доехали сюда. Знаю: это цена с очень большим запросом. И — тоже знаю — не так много людей, у которых хватило бы духовного капитала на такую цену. И не будем утешаться даже той банальной мыслью, что качество-де важнее количества. В данном случае — чрезвычайно важно И количество. И именно потому, что такого количественного истребления самого высокого качества людей, какое продемонстрировал перед изумленным человечеством большевизм, — никогда еще в истории мира не было. Важно и количество. Важен каждый русский человек. Я ни к какой романтике не призываю. Наше дела это: выковать нашу идею, сколачивать наши кадры, ждать первого подходящего момента, всячески охранять свою спину, чтобы наши ничтожества и предатели — вот в этот самый момент не всадили бы в нее ножа. Наша идея — очень проста: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ. Наши кадры раскиданы по всему миру, находятся в самых разнообразных условиях и подвержены самым разнообразным административным воздействиям. Моменты — еще будут. Нож в спину — это самая близкая опасность, которая стоит на нашем пути. Наша повседневная борьба — это прежде всего борьба с нашими собственными ничтожествами и предателями — именно от них и "все качества". ("Родина" № 1, 1940 г.). |