К. А. Чистяков, кандидат исторических наук, Москва
Начало Продолжение 1 Продолжение 2 Примечания
И. Л. Солоневич в современной историографии

Окончание

Второе издание – журнал «Свободное слово» (название менялось на «Свободное слово Карпатской Руси», «Свободное слово Руси»), выходивший с 1959 г. в Маунт Вернон в США, бессменным редактором которого был скончавшийся в 2001 г. Михаил Туряница (выходит ли оно сейчас – мне неизвестно).

После изданий самого Солоневича это наиболее часто упоминавшее его издание - на протяжении своей истории «Свободное слово» регулярно печатало как работы Солоневича, так и статьи о нем – в основном, это работы Льва Волина (пишущего под псевдонимом В. Нилов), который вообще много и часто ссылался на Солоневича: «... Мы продолжаем линию Ивана Солоневича и Деникина – «Всегда за Россию» и «Всегда против коммунизма»». [93]

Его статьи относятся к первой половине 1980-х гг. и содержат в себе полемику о взглядах Солоневича (в т.ч. путям спасения России, отношении к власовскому движению и т.д.) с его братом Борисом и авторами «Нашей страны». [94]

В 1968 г. издательство «Свободного слова Карпатской Руси» выпустило роман Солоневича «Две силы» в двух томах с предисловием к первому тому и его краткой биографией во втором. [95]

В предисловии издатели писали: «Выпуском этого романа издательство «Свободного слова Карпатской Руси» преследует две цели: ударить по полувековой коммунистической тирании и создать своего рода нерукотворный памятник исключительно талантливому писателю и политическому деятелю, отдавшему свою жизнь в борьбе за Россию».

И в предисловии, и в биографии издатели намекали на «таинственные обстоятельства» смерти Солоневича – видимо, как я уже говорил выше, под влиянием слухов, которые зачем-то распускал в те годы его брат Борис, дописывавший роман (возможно, именно по просьбе издателей).

Можно также вспомнить общего характера предисловие (без биографии) к публикации довоенной работы Солоневича «Россия и гитлеризм» в мюнхенском журнале «Вече» в 1995 г., [96] а также рецензию Анатолия Копейкина на издание «России в концлагере» в 1999 г. под названием «Полузабытая книга Ивана Солоневича наконец переиздана» в парижской «Русской мысли». [97]

Рецензия содержит, во-первых, краткую историю издания книги с неточностями и с такими ремарками, как, например: «Пропагандистский эффект на западное общество, к сожалению, был снижен тем, что эту книгу активно использовали в нацистской Германии для антибольшевистской пропаганды» или «В 90-е годы были изданы потерявшие, по-моему, всякую актуальность историософские сочинения Солоневича – например, «Народная монархия»»; и, во-вторых, небольшой анализ «России в концлагере» с множеством длинных цитат. Автор, в частности, признает правильность выводов Солоневича о ненависти народа к советской власти: «Что он был прав, свидетельствует лето 1941 года: оказавшись предоставленными сами себе, русские крестьяне и рабочие, одетые в солдатские шинели, массами сдавались в плен – больше 3 миллионов только в 1941 году».

Особняком стоит очерк некоей Н. Снарской «Охота на людей» о Солоневиче, напечатанный в одном из периодических изданий, выходивших в период с 1942 по 1944 гг. в оккупированной Одессе (более точных данных нет, есть только ссылка). [98]

Выделю также отзывы о Солоневиче американского ученого Уолтера Лакера из его книги «Черная сотня: Происхождение русского фашизма», [99] относящиеся к разделу «Зарубежная историография», видимо, совсем незначительному по своим масштабам и к тому же малодоступному из-за языковой проблемы.

Цитируя известного эмигрантского мыслителя и публициста Георгия Федотова, он пишет: «Федотов, разумеется, имел в виду не всю эмиграцию, а тех, кто влиял на общественное мнение и принадлежал к числу самых ярых врагов советской системы. Прежде всего это относилось к Ивану Солоневичу, взгляды которого находили все больше сторонников среди духовенства и в эмигрантской печати. Для этой группы союз с Гитлером был не просто тактическим маневром, а духовным этапом русского возрождения.<...>

Не стоило бы останавливаться на этой фигуре — ее место всего лишь в сноске к истории русской эмиграции, — если бы в период гласности Солоневича не открыли для себя крайне правые и он не стал бы одним из их духовных наставников. Вместе с другими фашистскими, профашистскими и парафашистскими идеологами 30-х годов он вошел в пантеон русской правой. Его биография была соответствующим образом переписана. Так, его «вынудили» (интересно, кто?) переехать из Болгарии в Германию, и он делал все возможное, чтобы противодействовать самоубийственной русофобской пропаганде немцев. Его окончательная канонизация как одного из главных святых новых русских правых была приурочена к его столетнему юбилею в 1991 году». [100]

Лакер противоречит сам себе – сначала Солоневич «влиял на общественное мнение и принадлежал к числу самых ярых врагов советской системы», затем – «не стоило бы останавливаться на этой фигуре - ее место всего лишь в сноске к истории русской эмиграции», и далее в тексте:

«В 30-е годы в эмиграции не было более радикального и бескомпромиссного голоса, чем голос Ивана Солоневича, который незадолго до того оставил Россию и знал советскую действительность лучше, чем многие его товарищи по первой эмиграции». [101]

Писания Лакера не были оставлены без внимания «Нашей страной», которая ответила статьей Владимира Рудинского «Русофобия на высшем уровне»:

«Немудрено, что, касаясь И.Л. Солоневича, Лакер оплевывает его слюною бешеной собаки. Солоневич, изливается он, был фашистом и заискивал перед Гитлером; но тот его с презрением оттолкнул. Откуда сии сведения? Иван Лукьянович оставил обширное наследие: несколько книг и множество статей (эти последние нередко сох[р]аняют поныне живую актуальность и заслуживали бы быть собранными и переизданными). Изучая его работы хоть в лупу, в них и тени фашизма не найдешь!». [102]

Насчет отношения Солоневича к фашизму можно поспорить (особенно учитывая то, что позже Рудинский признался, что не читал довоенных статей Солоневича), но это – тема для отдельного исследования.


Примечания


[1] От редакции // Наша Страна. 1996. 14 сентября.

[2] Булгаков В. Солоневич Иван Лукьянович // Булгаков В. Словарь русских зарубежных писателей / Ред. Г. Ванечкова. Нью-Йорк: Норман Росс, 1993. С. 136.

[3] Окороков А.В. Российское народно-имперское (штабс-капитанское) движение // Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция (1920 – 1945 гг.). М.: «РУСАКИ», 2001. С. 392 – 395; То же [с сокращениями] // Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. С. 410 – 411; То же [с сокращениями] // Окороков А.В. Русская эмиграция: Политические, военно-политические и воинские организации 1920 – 1990 гг.: Справочник / Институт политического и военного анализа. Центр по изучению русского зарубежья. М.: Авуар консалтинг, 2003. С. 98 – 99.

[4] Окороков А.В. Российское народно-имперское (штабс-капитанское) движение // Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция ... С. 394.

[5] Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Солоневич [биографическая справка] // Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Русская печать в Риге: Из истории газеты «Сегодня» 1930-х годов. Кн. 4. Между Гитлером и Сталиным. Стэнфорд, 1997. С. 349 – 352.

[6] Сохряков Ю.И., Цурганов Ю.С. Солоневич Иван Лукьянович // Писатели русского зарубежья (1918 – 1940): Справочник / Гл. ред. А.Н. Николюкин. Ч. 2. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1994. С. 262 – 266; То же [с незначит. изменениями] // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 – 1940) / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. Т. 1. Писатели русского зарубежья. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. С. 360 – 362.

[7] Штремлер В. Сверхнелепица // Наша страна. 2000. 23 декабря.

[8] Сохряков Ю.И. Солоневич Иван Лукьянович. «Россия в концлагере». «Народная монархия» // Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918 – 1940 / Гл. ред. А.Н. Николюкин. Т. 3. Книги. Ч. 3. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2000. С. 85 – 88; То же. Т. 3. Книги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 523 – 524; Иванов А.В. Солоневич Иван Лукьянович // Философы России XIX – XX столетий: Биографии, идеи, труды: Биобиблиографический словарь / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга и бизнес, 1995. С. 557; То же. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 1999. С. 751; Хисамутдинов А.А. Солоневич Иван Лукьянович // Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. Владивосток: ДВГУ, 2000. С. 289; Платонов О. Солоневич Иван Лукьянович // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С. 830 – 832.

[9] Ланщиков А.П. Дар судьбы: Послесловие // Солоневич И.Л. Народная монархия. Репринт. воспр. изд. 1973 г. М.: Феникс, 1991. С. 497 – 511; То же // Ланщиков А.П. Череда окаянных дней. М.: Форум, 1998. С. 262 – 284; То же [Судьба Ивана Солоневича: Послесловие] // Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Эксмо, 2003. С. 585 – 604.

[10] 40.000 экземпляров // Наша страна. 1992. 18 апреля.

[11] Виноградов А. Предисловие // Солоневич И. Россия в концлагере [отрывок] // Ситуация. 1990. № 5. (август); То же // Наша страна. 1991. 5 января.

[12] Апасов А. Предисловие // Солоневич И.Л. // Бежин луг. 1992. № 1. С. 137 – 138.

[13] Тимофеев А. Несколько слов об авторе «Великой фальшивки Февраля»: Предисловие // Солоневич И.Л. Великая фальшивка Февраля [отрывок] // Москвитянин. 1991. Вып. 1. М. 1992. С. 435 – 436; То же [с сокращениями и без названия]: Предисловие // Солоневич И.Л. Только монархия [отрывки из «Великой фальшивки февраля] // Положение дел. 1991. № 3.

[14] Тимофеев А. Несколько слов об авторе «Великой фальшивки Февраля» ... С. 436.

[15] Галяпин В. Что сулит миру расчленение Союза: Предисловие // Иван Солоневич: «Народная монархия» [отрывок] / Иван Ильин: «Россия – единый организм» // Голос Родины. 1991. № 11 (март).



Hosted by uCoz