П. Н. Базанов, д. и. н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Окончание Главная страница сайта
Иван и Борис Солоневичи и их журналы «Родина» [1]

В непростых условиях Второй мировой войны, когда болгарскими властями была закрыта «Наша Газета» (последний номер вышел 18 января 1940 г.) перед И. Л. Солоневичем встала задача сохранить свою читательскую аудиторию «штабс-капитанов». После трехмесячного перерыва, вызванного участием И. Л. Солоневича в советско-финской войне (он был приглашен финским Генеральным штабом для организации пропаганды), [2] он попытался заменить еженедельную газету двухнедельным общественно-национальным журналом «Родина» (София, 1940. – №№ 1-6). Журнал печатался с 1 мая по 10 августа 1940 г. в типографии «Древна България», сотрудником которой был В. К. Левашев. «Родина» продолжала прежнюю монархическую линию и считалась правопреемником «Голоса России» и «Нашей Газеты». История этого периодического издания оказалась недолгой – в свет вышло всего шесть номеров.

«Родина» сохранила основной состав авторов «Нашей Газеты», хотя появились и новые имена, но большинство статей были не подписаны. Среди авторов можно выделить «представителя редакции» Всеволода Константиновича Левашева (писавшего и под псевдонимом Вс. Константинов, после 1945 г. поменявшего фамилию на Дубровский) (1901-1966), М. М. Карпова (использовал криптонимы: М. К., М. М. К.), М. З. Никонова-Смородина, А. С. Позова, К. В. Родзаевского и, конечно, И. Л. Солоневича (под псевдонимами «Средний беженец» и криптонимами: И. Л. С., И. С.). Первый номер открывался статьей Всеволода Константинова (псевдоним В. К. Левашева) «Наши установки»: «Сознание необходимости иметь в Зарубежье подлинно русскую национальную газету или журнал, смысл существования которого заключается только и единственно в служении нашей Родине, вне всяческих ориентаций и беготни по задворкам чуждых ей интересов, питает волю к преодолению трудностей, с которыми связано ведение журнала в наше бурное время. <…> Основные установки нашего журнала остаются прежними, уже хорошо известными нашим друзьям. По-прежнему мы будем звать в наши ряды все честное, все живое, все, не потерявшее способности мыслить, все то ценное, что еще можно извлечь из потонувшего мира эмиграции. Каждый русский должен быть с нами. Каждый русский должен включиться в ту борьбу, которую вот уже 22 года, каждый день и каждый час, ведет наш народ. Борьбу за право жить, за право трудиться, за право чувствовать себя человеком. В этой борьбе мы должны иметь свой участок фронта. На этом участке пока нет ни винтовок, ни пулеметов, как нет и возможности непосредственной борьбы. На нашем участке фронта другое оружие, которое трудно выковать там, где идет звериная борьба. У нас есть свободное слово, у нас есть возможность оформить и уточнить ту идею, которая носится в воздухе над родными полями, которая звучит в шуме станков, которая шепотом, полунамеками, обсуждается самыми свободными, с точки зрения возможности вести разговоры на политические темы, в СССР, людьми – лагерниками. Эта идея принесена в Зарубежье оттуда человеком, который чувствовал себя обязанным перед Россией громко сказать о том, что возврата к старому нет и не может быть, что идет новая Россия, что эта новая Россия ждет от нас оформления новой идеи. Эта новая идея не может строиться на принципах, чуждых русской душе, не может быть заимствована у западных ни демократических, ни тоталитарных стран. Она исходит из глубины тысячелетней русской старины, она является плодом русской души, она должна быть русской и так же не похожей на все западные доктрины, как не похожа вся русская история на историю западных государств. Идея эта - идея национальной православной народной монархии. Идея новой могучей, железобетонной Русской Империи. <…> Мы поддержим каждую русскую организацию, поставившую своей целью борьбу с коммунизмом и честно отказавшуюся от всяких попыток так или иначе связать себя с реакцией, но мы боремся и будем бороться с людьми и организациями, интереса класса, интересы касты ставящими выше интересов нации. И мы победим, потому что не может не победить нация в борьбе с классом». [3]

Фактическим же редактором и «душой журнала» был Иван Лукьянович Солоневич. Символично, что вторая статья первого номера – «На ту же тему» [4] – была посвящена продолжению полемики с русскими фашистами и их лидером К. В. Родзаевским. Критика имела два основных направления – защита монархизма и обличение некорректности полемических выпадов периодических органов русских фашистов, оскорбительных по форме и порой доходящих до доносительства. И. Л. Солоневич справедливо отметил отсутствие собственной самобытной идеологии у фашистов К. В. Родзаевского: «его программа – это просто убогое и малограмотное либретто к комбинации из трех чужих опер», [5] намекая на копирование идей у черносотенцев, итальянских фашистов и немецких нацистов.

Так же в этом номере напечатали: «На финском фронте. Политика Финляндии»; М. К. (видимо М. М. Карпов – писатель, автор книги «Разноцветные камешки» София, 1940) «Обзор советской прессы»; В. Соколов (Берлин) «Наша монархия»; Хади (иностранец) «Жилищный вопрос» и др. статьи без подписи авторов. Давалось также реклама: «Начиная с ближайших номеров, в виде бесплатного приложения к журналу будет рассылаться отдельное издание «Белой империи» (по 2 печ. листа в каждом номере). Шли сборы в штабс-капитанский фонд и фонд им. Т. В. Солоневич.

Второй номер был также посвящен актуальным проблемам: «Еще о монархии», «Марксизм промотавшихся помещиков». Продолжалась полемика с фашистами. Опубликовали статью К. В. Родзаевского «Через освобождение к возрождению» и «Ответ И. Л. С.» (И. Л. Солоневича).

Третий номер открывался анонимным материалом «Лечение национализмом». В рубрике «Трибуна Белой Империи» богослов, писатель, специалист по масонам, доктор медицины Авраам Самуилович Позов (?-1984), проживавший в Афинах участник «штабс-капитанского движения», написал дружески-критическую работу по поводу программной книги И. Л. Солоневича «Белая Империя». И. Л. Солоневич (под криптонимом И. С.) тут же напечатал ответ «Путями иловайскими». [6] В этой программной во многом работе И. Л. Солоневич в свойственной ему яркой публицистической форме рассуждает: о факторе случайности в истории, соотношении «героя и толпы» в обществе, о национальном инстинкте (духе) русского и о разложении господствующего слоя Российской империи в начале ХХ века как основной причине всех бед нашей страны. Фактической базой для спора А. С. Позова и И. Л. Солоневича послужило творчество известного историка монархиста Д. И. Иловайского, автора пятитомной истории России и популярных учебников для средней школы по античной, всеобщей и русской истории, переизданных десятки раз и послуживших за свой консервативный тон основной мишенью для «Всеобщей истории, обработанной Сатириконом». Совершенно неубедительной, полководческого таланта Петра Великого и сомнения в даже дилетантской в статье И. Л. Солоневича является критика целесообразности строительства Петербурга и других петровских мероприятий.

В этом же номере помещена статья «На поминках», ее автор – агроном и мемуарист Михаил Захарович Никонов-Смородин (1889-1964), известный благодаря удачному побегу из Соловецких лагерей в Финляндию. Статья рассказывает о катастрофическом состоянии советского сельского хозяйства в СССР в результате 10 лет коллективизации.

В № 4 под псевдонимом «Средний беженец» И. Л. Солоневич опубликовал статью «Будущая российская дипломатия», на тему скорой войны на Востоке, о неприемлемости гитлеризма как современной форме германизма, занимающегося извечной борьбой со славянством. [7] Сам же И. Л. Солоневич и отвечает своему псевдониму о полной не подготовленности, что вскрылось в советско-финскую войну 1939-1940 гг., Красной армии и о первенстве вооруженных сил III Рейха. В этом же номере – статья М. М. Карпова «Реформы» о голоде в СССР и попыткам реформирования сельского хозяйства с упоминаем Н. С. Хрущева.

Шестой номер от 5 июня 1940 г. представлял три интересных материала И. Л. Солоневича: «Размышления о карасях и великодержавности» (не подписанную); И. С. «Потери России» (перепечатка из журнала «Русский врач», Прага, № 5), а также знаменитая «Вся власть – русским мозгам!». [8] Статья посвящена вопроса русского национализма и патриотизма. И.Л. Солоневич предупреждал, что эмигрантский национализм – это еще не индульгенция от ошибок. Измерять градус национализма непримиримость к большевизму тоже ошибка. Сам антибольшевизм – это еще не национализм и даже не патриотизм. Л. Д. Троцкий больше всех в эмиграции ненавидит И. В. Сталина и его режим, но является ли он патриотом России? А. Ф. Керенский и Россию любит, и большевиков ненавидит, но националист ли он? Еще глупее по И. Л. Солоневичу измерять патриотизм уровнем антисемитизма. Приведем цитату из этой работы И. Л. Солоневича, за которую, наш взгляд, и журнал «Родина» в III Рейхе закрыли и его самого под домашний арест вскоре посадили. «Вот вам Марков Двадцать Второй. [9] И непримиримости и жидоедства – сколько хотите. Марков Двадцать Второй утверждает, что Россией правят жиды – и вот до чего они довели! И так как мы, русские, сами собою править не может, то надлежит править нами – немцам. <…> Однако – в какой именно степени теория Маркова Двадцать Второго является теорией национальной? – По моему – ни в какой». [10] Поэтому, призывает И. Л. Солоневич, и Л. Д. Троцкого надо поддерживать против И. В. Сталина и А. Ф. Керенского против большевиков и т. д., но только для того, чтобы Россией управляли сами русские, а не коммунисты и не иностранцы. Это последние из довоенных статей И. Л. Солоневича, остальные вплоть до «Нашей страны» писались в стол. [11]
Также в этом номере впервые давался художественный рассказ «Дед» Макаренко и реклама книги В. О. Унишевского «Записки советского летчика» с предисловием И. Л. Солоневича.

Распространяли по всему миру журнал «Родина» группы «штабс-капитанов». Из-за Второй мировой войны международные связи не только по всему миру, но и в Европе нарушились и пересылать журнал, а также работать с авторами оказалось невозможным и первая «Родина» Русского Зарубежья была закрыта.

* * *
Второй журнал «Родина» выходил сначала в Бельгии, в Брюсселе, а затем в США: сначала в Нью-Йорке, а позднее в Глен-Кове, он является одним из самых редких в наших библиотеках. История журнала неотделима от судьбы его редактора и основного автора. Это Борис Лукьянович Солоневич (1898–1989) – спортсмен, участник скаутского движения, писатель, журналист, в «Голосе России» публиковал свои романы и статьи. В 1922 и 1926 гг. он был осужден за скаутскую деятельность. Второй срок сначала отбывал на Соловках, затем по состоянию здоровья лагерь был заменен ссылкой. Бежал за границу вместе с братом и племянником. Опубликовал, в том числе на иностранных языках, две книги воспоминаний («Молодежь и ГПУ», «На низовке») и ряд художественных произведений («Тайна Соловков», «Рука адмирала», «Женщина с винтовкой» и др.). Умер в доме престарелых в Глен-Кове совершенном ослепшим. Вышло более 250-ти номеров «Родины» (последний № 256 за 1979 г.).

Первые номер журнала «Родина» вышел в августе 1950 г. как информационный бюллетень САФ – «Союза Андреевского Флага». Именно поэтому рядом с его заголовком реет Андреевский флаг. [12] Родившись, как орган САФ, «Родина» скоро перешла на более широкую платформу и стала журналом для подсоветской эмиграции – с подзаголовком «Независимый антикоммунистический орган. На правах рукописи». Основатель и редактор – Б. Л. Солоневич.

«Союз Андреевского флага» был самой мощной из власовских организаций русской эмиграции. В 1948 г. его основали русские монархисты и правые власовцы, под руководством генерал-лейтенанта Петра Владимировича Глазенапа (1882-1951), участника Первой мировой и Гражданской войн, военного губернатора Ставропольской губернии и генерал-губернатора Северо-Западной области, командующего Северо-Западной армии (после отставки Н. Н. Юденича). В эмиграции П. В. Глазенап стал одним из лидеров «Российского антикоминтерна» (Данциг), и после войны многие считали его последним здравствующим лидером Белого Движения. Поэтому ему как правопреемнику П.Н. Врангеля были переданы последние 18 ящиков «С.-Петербургской Ссудной Казны» американскими войсками в Мюнхене 7 октября 1948 г. [13]

САФ был организацией правоконсервативной, германофильской, промонархической, хотя и декларировавшей свое «непредрешенчество». САФ – последняя правая организация русской эмиграции, пользовавшаяся массовой поддержкой эмигрантов. Последним крупным успехом правой части русской эмиграции (блок САФ и монархистов – «Список № 1») была победа в 1949 г. на демократических выборах в «Центральное Представительство Российской эмиграции» (ЦПРЭ) американской зоны оккупации Германии. Приняло участие 42% имеющих право голоса, а в крупнейшем лагере русских «ди-пи» Шлясхейме – 57%. [14]

САФ издавал много периодических изданий. В Бельгии Б. Л. Солоневич также редактировал и издавал «Литературное приложение к Бюллетеню САФ» (Брюссель, 1950. – № 1-4).

Успехи САФ оказались эфемерными, после смерти П. В. Глазенапа в 1951 г. последовал раскол, и во главе организации стал генерал-майор Всевеликого Войска Донского А. В. Голубинцев (1882-1963). После этого организация быстро потеряла былую силу и популярность и прекратила свое существование в начале 1960-х гг.

Ежемесячный журнал «Родина» фактически всегда готовился одним человеком – единственным редактором. Положение редактора Солоневича было тем более трудным в те времена, что в 1945 г. СССР объявил его «военным преступником» и потребовал его выдачи у Бельгии, [15] он автоматически потерял все гражданские права – в том числе право на участие в прессе. Поэтому скоро, в 1952 г., пришлось передать издание журнала в руки смелой девушки антикоммунистки Матильды Лефевр (официальный издатель), Причинами неприятностей были постоянные конфликты с русскими эмигрантами и их организациями. В 1948 г. Б. Л. Солоневич был исключен и судился с «Обществом взаимопомощи русских Ди-Пи». [16]



Hosted by uCoz